Код Леонардо

Почему-то на всех картинах, рисунках и фресках женщины Леонардо таинственно усмехаются. Иногда эту полуулыбку вы можете увидеть и у мужчин. Улыбается Иоанн Креститель, указывая на крест - символ будущего распятия. Улыбается Мадонна Лита, склоняясь над кудрявым Богомладенцем. Об улыбке Джоконды написаны тома.
Так улыбается всякий, знающий великую тайну. Леонардо да Винчи, видимо, действительно знал многое, сокрытое от нас даже сегодня. Он был первым человеком, взглянувшим на себя и на нас изнутри. Можно было устрашиться и отшатнуться от этого адского переплетения живых шлангов и костных рычагов - не зря церковь запрещала вскрытие... Леонардо нарушал закон, тайно спускаясь ночью в подвалы, где за плату препарировал тела казненных. Вначале ему показалось, что люди - всего лишь сложные механизмы. Ведь он сам был изобретателем. Вместе с анатомическими зарисовками сохранились чертежи вертолета, подводной лодки, скафандра и даже велосипеда.
Вертолеты Леонардо не летали, подлодки не плавали. А вот человек исправно функционировал, хотя Творец его всегда был где-то вне поля зрения. И Леонардо стал искать Творца в человеке. Когда нашел, возникла фреска "Тайная вечеря".
Фигура Иисуса в центре трапезы уравновешивает миры. Это было, если хотите, второе пришествие Спасителя. Первое свершилось в I веке в истории. Второе - в ХV веке в живописи. Христос Леонардо - вполне узнаваемый, вполне человеческий и в то же время божественный.  Через лик Христа глаз художника впервые ушел в бесконечность. Окно позади с бесхитростным флорентийским пейзажиком вывело человечество во вселенную.
Леонардо буквально пьянел от бесконечной перспективы, им же открытой. Он заполнял ее ввысь мысленными вертолетами, махолетами и воздушными летающими шарами. Он устремился в глубь моря в мысленном скафандре и на мысленной подлодке. Вдаль полетели бесчисленные снаряды из пулеметов и катапульт, им изобретенных.
К счастью, все смертоносные изобретения остались только в проектах. Все эти танки, вертолеты, подлодки и пулеметы в то время были только химерами. Зато осуществился главный проект. Проект человека.
У Леонардо всё и всюду уходит вдаль. Да и чувства человеческие не имеют границ, плавно переходя друг в друга. Психологи подсчитали соотношение чувств на лице Моны Лизы. 83% счастья, 9% пренебрежения, 2% страха и 6% настороженности. Удалось установить, что лицо Джоконды - это еще и автопортрет самого художника, перевоплотившего себя в женский образ. Если это так, то согласитесь, что он был счастливым человеком. Столько счастья дано не каждому.
До Леонардо художники или не видели, или не умели изображать бесконечность. С его приходом мир стал другим. Изменился и человек - он увидел себя в бесконечности и бесконечность в себе.
Сальвадор Дали продолжил открытие Леонардо. В его "Тайной вечере" сквозь Христа проплывает лодочка навстречу апостолам, а само помещение, да и вся вселенная - как бы внутри Спасителя. Это блестящий комментарий к великой фреске. Перспективу, открытую Леонардо вдаль, Дали распространил во все стороны. И это тоже проект да Винчи.
У исследователей почти не остается сомнений, что знаменитая Туринская плащаница - творение великого флорентийца. Вполне узнаваемы черты Леонардо в лике Спасителя. Если это так, то перед нами великая исповедь живописца. Он сораспинается с Христом, сопогребается и совоскресает с Ним. Подобным же образом изобразил себя Микеланджело на фреске "Страшного суда" в фигурке человека, держащего в руках свою содранную кожу. А на коже - лик самого художника. Перекличка двух гигантов Возрождения тут очевидна. Они всю жизнь соревновались, соперничали, аукались.
Пикассо изобразил Джоконду со связкой ключей и даже отмычек. Это иронический намек искусствоведам, ищущим какую-то одну тайну. В каждом творении да Винчи этих тайн немерено. Он действительно любил зашифровывать свои наблюдения и открытия. Будучи левшой, писал зеркальным почерком справа налево. Однако как художник он стремился не зашифровать, а открыть нам свой код.
Двадцать лет изучал русский художник Иванов "Тайную вечерю", пока не свершилось чудо. Христос Леонардо сошел с великой фрески и пришел в Россию. Картина Иванова "Явление Христа народу" - прямое продолжение леонардовского проекта. И Христос на ней явно с леонардовской фрески. Образ найден на все века. Оказалось, что бесконечен не только Богочеловек, но и человек, нашедший себе соразмерную перспективу. Леонардо искал и нашел себя только в бесконечности. После него любая другая перспектива для нас тесна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий