Леонардо-художник


Как художник Леонардо да Винчи стоит на грани двух эпох –
раннего и высокого Возрождения. Он подытоживает богатый художественный опыт
XV века, и он закладывает основы для искусства XVI века. Леонардо ставит
себе целью дать объективное отражение действительности. Но эту
действительность он воспринимает уже по-иному. Он ищет обобщенных форм,
типических решений, ясного художественного языка. Его уже не удовлетворяет
аналитический реализм XV века, в котором интерес к деталям нередко затемнял
главное.

Его привлекают новые задачи- усовершенствование психологических
средств выражения и более глубокое раскрытие внутреннего мира человека,
упрощение композиционного строя ради достижения большей монументальности,
использование светотени в целях усиления жизненности образов, разработка
реалистического творческого метода и подведение под него крепкой
теоретической основы. Реалист в науке, Леонардо остается реалистом и в
искусстве. Но его реализм знаменует более высокую ступень развития. И
поскольку для Леонардо процесс художественного обобщения является процессом
глубоко сознательным, постольку он выступает прямым предшественником всех
великих мастеров высокого Возрождения.
Леонардо да Винчи – гениальный художник, замечательный экспериментатор
и выдающийся ученый, воплотивший в своей деятельности все наиболее
прогрессивные тенденции Ренессанса.
Среди титанов Возрождения Леонардо был, без
сомнения, одной из наиболее гениальных личностей. Все в нем поражает: и
совершенно необычайная разносторонность, и сила мысли, и научная
пытливость, и практический склад ума, и техническая изобретательность, и
богатство художественной фантазии, и выдающееся мастерство живописца,
рисовальщика и скульптора. Отразив в своем творчестве наиболее
прогрессивные стороны Возрождения, он стал тем великим, подлинно народным
художником, чье историческое значение далеко переросло рамки его эпохи. Он
смотрел не в прошлое, а в будущее. Вот почему он особенно близок нам,
строящим новый мир.
Чтобы хотя бы вкратце рассказать о взглядах и убеждениях Леонардо,
потребовались бы десятки страниц. Однако о некоторых из них стоит
упомянуть. Он придерживался идей Пифагора о том, что Земля имеет
сферическую форму, что материя состоит из четырех элементов: земли,
воздуха, огня и воды, и что гармония и пропорции определяются числами.
Леонардо принимал идею Платона о макрокосме и микрокосме, но решительно
отказывался принимать его доктрину об идеях, которой отрицается прямая
очевидность смысла.
Когда Леонардо употреблял слова «искусство», «наука», «математика», то
смысл их несколько отличался от современного. Возлюбленная им математика -
«единственная наука, которая содержит в себе собственное доказательство», -
состояла для него прежде всего из геометрии и законов пропорции. Его
привлекало лишь то, что можно узреть; абстракции, ассоциирующиеся с
современно высшей математикой, не представляли для него никакого интереса.
Согласно определению Леонардо, искусство (и особенно живопись) – это наука,
более того, даже «королева наук», потому что она не только дает знание, но
и «передает его всем поколениям во всем мире». В его работах вопросы
искусства и науки практически неразделимы. В центре внимания и Леонардо-
ученого и Леонардо-художника стоит природа, т.е. реальный видимый мир. Но в
отличие от науки, искусство, по мнению Леонардо, рассматривает прежде всего
«качество форм». «Живопись, - говорит он, - распространяется на
поверхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия
проникает внутрь этих тел, рассматривая в них их собственные свойства.
Леонардо полагает, что «живопись с философским и тонким размышлением
рассматривает все качества форм: моря, местности, деревья, животных, травы
и цветы – все то, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись -
наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой…» Для Леонардо
наука и искусство – две стороны одного и того же процесса - процесса
познания мира. Но специфика искусства состоит в том, что оно
распространяется не на «прерывные и непрерывные количества», а «трудится
над качеством», которое для Леонардо есть красота природы и ее творений.
Как истинный человек Возрождения, Леонардо влюблен в красоту реального
мира. Пристально изучая природу, Леонардо преклоняется перед ее красотой.
Его научные интересы обычно непосредственно перерастают в эстетические
увлечения: занимаясь растением как ботаник, он восторгается им как
художник, анализируя человеческое тело как анатом, он незаметно для себя
начинает его прославлять за совершенство пропорций. Все его подкупает в
природе: и ее разнообразие, и ее чувство меры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий