В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон.
Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.
По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным.
Добывание объектов для анатомирования было затруднено в связи с запрещением церковью производить секции. И все же, следует полагать, что церковь терпимо относилась к анатомированию, если оно совершалось осторожно и не становилось объектом публичных обсуждений.
Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем [изобретения] природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу..." Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: "...неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником".
Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - "Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие. Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, - среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах.... Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Опиши особенности внутренностей человеческой породы, обезьяны и подобных им ... используй это описание для трактата".
Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.
По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным.
Добывание объектов для анатомирования было затруднено в связи с запрещением церковью производить секции. И все же, следует полагать, что церковь терпимо относилась к анатомированию, если оно совершалось осторожно и не становилось объектом публичных обсуждений.
Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем [изобретения] природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу..." Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: "...неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником".
Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - "Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие. Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, - среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах.... Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Опиши особенности внутренностей человеческой породы, обезьяны и подобных им ... используй это описание для трактата".
Комментариев нет:
Отправить комментарий